С ростом числа компьютеров и мобильных телефонов, а также с увеличением количества времени, проводимого в интернете, особо остро стоит вопрос компьютерной гигиены, поскольку переход на дистанционный формат работы, получение государственных услуг через удаленные сервисы и появление новых информационных технологий с одной стороны свидетельствуют о развитии, с другой стороны увеличивается риск стать жертвой мошенников.
Для того чтобы обезопасить себя и своих близких и не стать жертвой мошенников необходимо соблюдать правила цифровой или компьютерной гигиены, сохранять бдительность, использовать сложные пароли, состоящие к примеру из сочетания цифр, строчных и заглавных букв.
Приобретая продовольственные и непродовольственные товары онлайн, граждане чаще используют банковские карты, в связи с чем, возникают новые виды мошенничества, одно из распространенных – значительно низкая цена на товары. Приобретая данные товары, покупатели не обращают внимания на наличие фактического адреса и телефона продавца. В таких случаях продавец либо предлагает подделку, некачественный товар либо деньги покупателей просто присваивает, а товар не доставляет.
Оплачивая товары или услуги с помощью электронных средств платежа, не надо забывать о правилах безопасности: не сообщать данные своей карты незнакомым лицам, даже если они представляются банковским служащим, работником интернет-магазинов, не использовать подозрительные Интернет-сайты и не вводить данные банковской карты, подключить Интернет-банк и СМС-оповещение. Одним из вариантов для безопасной оплаты может служить открытие отдельной карты для онлайн платежей.
При поступлении на мобильный телефон подозрительных просьб об оказании помощи родственникам или иным лицам, в связи с непредвиденными обстоятельствами, тщательно проверять поступающую информацию, прежде чем перечислять денежные средства в адрес злоумышленников.
Работая в интернете, обращайте внимание на то, на каком именно сайте просят ввести пароль, номер телефона или совершить какое-либо действие (бесплатно проверить компьютер на вирусы, скачать обновление и т.д.). Злоумышленники часто пользуются неопытностью, подменяя адреса известных сайтов, предлагая скачать вирусы под видом обновлений программного обеспечения.
Никогда не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными лицами, и прежде всего спам.
Будьте внимательны давая доступ к своему компьютеру, планшету или мобильному телефону иным лицам.
Для безопасности компьютерных и содержащихся в нем данных необходимо использовать антивирусные программы, которые необходимо нередко обновлять, регулярно запускать проверки системы и подключаемых к компьютеру носителей информации (флэш-накопители, жесткие диски и др.) а также файлов, скаченных из интернета. Даже после ее установления необходимо помнить о вышеприведенных правилах безопасности, поскольку антивирусная программа может быть недостаточна для эффективного противостояния угрозам и не гарантирует абсолютную безопасность. При этом стоит помнить, что использование пиратского программного обеспечения, может привести к нежелательным последствиям.
Телефонное мошенничество
Данный вид мошенничества известен давно и возник вскоре после массового появления телефонов. В настоящее время он является одним из самых распространенных, так как мобильные телефоны используются всеми, начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Однако чаще всего на уловки телефонных мошенников попадаются доверчивые и пожилые люди.
Чтобы не стать жертвой мошенников, достаточно следовать простым правилам безопасности.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: на телефон поступает звонок от неизвестного лица, которое представляется знакомым или родственником. Взволнованным голосом сообщает, что сотрудники полиции задержали его и обвиняют в совершении преступления, как правило это совершение дорожно-транспортного происшествия с жертвами, хранение оружия или наркотиков.
После чего начинает разговаривать другой человек, который представляется сотрудником полиции и сообщает, что знает, как можно решить вопрос за деньги, которые нужно привезти в назначенное место или передать какому-либо человеку.
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ: в данной схеме обмана участвуют несколько злоумышленников, набирая телефонные номера наугад и произнося заранее заготовленную фразу, а далее действуя по обстоятельствам. Очень часто жертва обмана сама неосознанно упоминает в разговоре имя того, о ком волнуется. После чего, если она поддалась на уловки и согласилась передать деньги, мошенники называют адрес, куда нужно приехать. При этом, запугивают жертву, не давая ей времени подумать, стараются вести непрерывный разговор с ней вплоть до получения денег. После чего сообщают, где можно увидеть своего родственника или знакомого.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ: в первую очередь необходимо прекратить разговор и позвонить тому человеку, о ком идёт речь. Если дозвониться ему не удалось, нужно постараться связаться с другими людьми, которым может быть известно его местонахождение (коллеги, друзья, родственники) для уточнения информации.
Не смотря на волнение за родственника или близкого человека нужно понимать: если незнакомый человек звонит и требует привезти на некий адрес деньги – это мошенник. Если позвонил близкий родственник или знакомый и сообщил о том, что у него проблемы и ему грозит привлечение к уголовной ответственности, и если он просит передать деньги якобы сотруднику полиции, готовому урегулировать вопрос, нужно задать уточняющие вопросы: «Какая кличка у моей собаки» или «Когда и где мы виделись последний раз?», то есть необходимо задавать такие вопросы, ответы на которые знаете только оба собеседника.
SMS — сообщение с просьбой о помощи
Данный вид мошенничества – это упрощенная схема обмана по телефону, которому чаще всего поддаются пожилые и юные владельцы телефонов.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: на мобильный телефон приходит сообщение: «У меня проблемы, переведи 3000 рублей на этот номер пожалуйста срочно. Позже перезвоню сам».
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ: пожилым людям, детям и подросткам необходимо объяснить, что на SMS — сообщения с незнакомых номеров реагировать категорически нельзя, так как чаще всего это мошенники.
Телефонные вирусы
Очень часто злоумышленники пользуются телефонными вирусами. На телефон приходит SMS-сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке…». При переходе по которой, на телефон скачивается программа-вирус и происходит снятие денег со счета, а также копирование информации, находящейся в устройстве.
Также, не следует звонить по номеру телефона, с которого отправлено такое SMS-сообщение, особенно если это короткий номер, состоящий из 3-6 цифр, вполне возможно, что в этом случае с телефона будет автоматически сняты деньги.
Мошенничество с банковскими картами
Банковская карта – это пластиковая карта для совершения платежей и доступа к средствам, хранящимся на счёте, не требующая для этого присутствия в банке. Но за счет простоты использования которых, у мошенников появляется множество способов для обмана.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: приходит SMS-сообщение о том, что банковская карта заблокирована и предлагается бесплатно позвонить на указанный номер для получения подробной информации, после чего в ходе разговора говорят о том, что произошел технический сбой, и просят подтвердить данные Вашей карты для ее перерегистрации.
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ: для снятия денег с карты мошенникам нужен лишь ее номер и трехзначный код на обороте. Как только их сообщите, деньги будут сняты со счета.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ: ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому данные банковской карты! Ни один сотрудник банка не в праве требовать трехзначный код на обороте карты клиента!
Для проверки информации о блокировке карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка по номеру телефона, указанному на обороте карты. Вероятнее всего, в банке ответят, что никаких технических сбоев не происходило, а карта продолжает обслуживаться банком.
В последнее время увеличивается число случаев мошенничества с пластиковыми банковскими картами. Чтобы не стать жертвой мошенников, следует соблюдать следующие правила безопасности:
Никогда и никому не сообщайте ПИН-код карты.
Нельзя хранить ПИН-код рядом с картой и тем более записывать ПИН-код на неё – в этом случае даже не успеете обезопасить свой счёт, заблокировав карту в случае ее утери или если ее похитят.
Не позволяйте никому использовать пластиковую карту – это всё равно что отдать свой кошелёк, не пересчитывая сумму в нём.
Если позвонили из какой-либо организации или получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить данные карты и ПИН-код под различными предлогами, позвоните в указанную организацию и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам.
Если потеряли карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка. Для этого держите номер телефона банка в записной книжке или в списке контактов.
Пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах, оборудованные системой видеонаблюдения и охраной: в государственных учреждениях, банках и крупных торговых центрах.
Используя в банкоматах пластиковые карты, следите, чтобы рядом не было посторонних людей.
Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой.
Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования данного банкомата лучше воздержаться и сообщить о своих подозрениях по указанному на нём телефону.
В случае некорректной работы банкомата, если он самопроизвольно перезагружается, – откажитесь от его использования.
Никогда не прибегайте к помощи либо советам посторонних людей при проведении операций с банковской картой в банкоматах. Свяжитесь с со службой поддержки банка – они обязан проконсультировать Вас по всем интересующим вопросам.
В магазинах, ресторанах и кафе все действия с пластиковой картой, при оплате, должны происходить только в присутствии владельца карты. В противном случае мошенники могут получить данные карты при помощи специальных устройств и в дальнейшем использовать их для изготовления подделки.
При обнаружении неправомерного снятия денежных средств с электронных карт (электронных кошельков), немедленно обращайтесь в правоохранительные органы.